О роли мотивации в подборе и эффективности персонала

antВ 1899 году в свежей лондонской прессе появилась следующая информация: «Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание в случае успеха...». Таким образом известный исследователь сэр Эрнест Генри Шеклтон подбирал команду в своё следующее путешествие в Антарктику. 
Откликнулось более 2-х тысяч , при том, что состав экспедиции – всего двадцать восемь человек. 

На корабле The Endurance Эрнест Шеклтон отправился в этот опасный путь. Известный полярник планировал пересечь Антарктиду впервые через Южный полюс. 

Корабль застрял и был раздавлен во льдах. Команде во главе с организатором экспедиции пришлось бороться и выживать на самом суровом материке. Члены экспедиции не могли рассчитывать на помощь, а начинавшаяся первая мировая война усугубляла ситуацию. Но Шеклтон спас команду. Никто не погиб, все вернулись домой, хотя борьба за выживание в тяжелейших условиях длилась почти два года. Эта экспедиция вошла в историю как эталон стойкости, высокого мастерства и профессионализма. О выдающемся полярнике теперь впредь будут говорить: "для выхода из безвыходного положения – нужен Шеклтон". А объявление о вакансии , которое он дал для приглашения членов команды, стало одним из самых популярных и успешных рекламных объявлений. Немаловажно то, что оно было абсолютно правдивое.

В чем же причинах успеха команды и мероприятия в целом? Попробуем разобраться.
Различают несколько уровней потребностей (мотивации) личности. Пирамида А. Маслоу насчитывает их пять.
Успех упомянутого выше объявления доказывает, что человек испытывает потребности одновременно на нескольких уровнях, но с различной приоритетностью и степенью интенсивности. В нашем случае потребности «высшего» порядка – такие как самореализация, самоуважение, честь, признание окружающих- побуждали участников экспедиции. В то время как «низшие» (безопасность, потребность физеологии и др.) играли второстепенную и незначительную роль.
Чаще чем кажется люди осознанно лишают себя низших потребностей, чтобы компенсировать их удовлетворением на более высоком уровне. Например, многие готовы какое-то время ограничивать себя во всем, чтобы накопить на какое-нибудь приобретение - машину, дачу, путешествие.
В ряде случаев честь, достоинство и самоуважение могут побудить человека сознательно рисковать своим здоровьем и жизнью.
Наверное, здесь уместно сказать о некоем «правиле сохранения потребностей» – чем больше потребностей духовных, тем, как правило, меньше материальных, и наоборот. Например, фаворит императора Петра I Александр Меньшиков не мог уразуметь, почему государь носит штопаный камзол. Павел Третьяков, меценат и основатель известной галереи, предпочитал суп да кашу, но это не значит, что уровень его потребностей был ниже, чем у изысканного гурмана; они находились в иной плоскости: все заработанные средства вкладывались в картины, которые он мечтал подарить своей стране.
У человека есть потребности разных уровней в жизни и в профессии, и следует всегда учитывать это при построении системы управления в организации.
Ну а роль рекламы – лишь честно и объективно донести условия приобретения продукта или потенциального рабочего места.